Для дорогостоящей и интенсивно работающей техники крайне важен вопрос регулярной и достаточной смазки пар трения. Это справедливо и в отношении портальных кранов.

В идеале подшипники на различных видах техники должны непрерывно эксплуатироваться на протяжении многих лет. В реальных условиях дело обстоит иначе, так как возникает множество факторов, которые сокращают срок их службы. Как правило, потенциальные возможности времени эксплуатации подшипника не реализовываются из-за таких моментов, как некорректное хранение, обслуживание и установка, повышенные нагрузки и неблагоприятные условия работы.

Проблемы смазки также имеют свое негативное влияние, сокращая срок эксплуатации подшипников.

Можно выделить следующие типы неисправностей, связанные с недостаточной регулярностью смазки пар трения:

  • Абразивный износ.
  • Атмосферная коррозия.
  • Натиры, задиры и выбоины на поверхностях.
  • Перегрев.
  • Усталостные разрушения поверхностей.

Техническими специалистами были проанализированы основные причины преждевременного выхода из строя подшипников. Согласно полученным данным, более 50% случаев связаны именно с проблемами смазки. Особо были выделены такие моменты, как недостаточное смазывание узла и попадание загрязнений извне.

Именно поэтому применение централизованных систем смазки (ЦСС) позволит радикально решить указанные проблемы и увеличить срок непрерывной эксплуатации механизмов минимум втрое.

Основные преимущества ЦСС по отношению к ручной смазке

Ручная смазка всегда носит дискретный характер, причем интервалы порой предсказать очень сложно, так как в данной ситуации имеет место человеческий фактор. Также отмечается повышенный расход дорогостоящих смазочных материалов. Практически не удается избежать периодов наличия ограниченной смазки в подшипниках, имеющий крайне негативные последствия для работы всего механизма. Так, в радиальных подшипниках сразу наблюдается повышенный износ беговой дорожки, в подшипниках скольжения – деформация внутренних каналов. При оснащении кранов ЦСС такие явления полностью исключены, в подшипниках не возникает «масляный голод», так как смазка подается в небольших количествах со строгим соблюдением интервалов подачи.

Также оснащение портальных кранов ЦСС позволяет устранить еще одну важную проблему. Известно, что от тепловых воздействий смазка меняет свою консистенцию, твердеет и откладывается во внутренних полостях подшипника. Разборка и демонтаж узла в таком случае очень трудоемкая и дорогостоящая операция. При использовании ЦСС насос создает давление смазки в системе до 350 атмосфер и систематически подает очень малые дозы смазки. Это позволяет выдавливать затвердевшие остатки смазки в узле. Данное явление подтверждено не только в лабораторных условиях, но и в течение многих лет эксплуатации ЦСС на различных видах техники, работающих даже в самых неблагоприятных условиях.

Экономические преимущества применения ЦСС

В настоящее время все современные мобильные портовые краны оборудуются ЦСС еще в заводских условиях. Портальные электрические краны, произведенные за границей, также все оснащены этими системами смазки. В отношении техники, которая уже много лет находится в эксплуатации и составляет основу парка крановой техники отечественных портов, установка ЦСС является целесообразным и эффективным экономическим решением. ЦСС экономит до 30% смазки и позволяет таким образом перейти на использование более качественных и дорогостоящих смазочных материалов. Собственники техники особо подчеркивают и такой положительный момент установки ЦСС – исключение человеческого фактора.

Конечно же, оснащение централизованными система смазки портальных кранов влечет за собой определенные расходы. Примерная стоимость смазки одной точки составляет около 100 евро плюс 12-15% от контрактной стоимости приходится на долю монтажа. Следует особо подчеркнуть, что ЦСС состоит из нескольких систем: смазки крановой установки, смазки стальных канатов, смазки ходовых тележек и опорных консолей и смазки рельсов. Поэтому владельцы техники могут самостоятельно решать, необходима им смазка всего крана или его отдельных составляющих.

Быстрая окупаемость установки ЦСС обусловлена не только продлением срока службы подшипников, но и сокращением времени простоев, вызванных необходимостью проведения ТО и ремонта, а также уменьшением затрат на приобретение запасных частей.