Простои карьерной и строительной техники: пути сокращения

Известно, что смазывание пар трения на неработающей машине имеет низкую эффективность. Однако подшипники скольжения и качения продолжают систематически смазывать согласно разработанной карте смазки именно в нерабочий период. Предлагаем более подробно разобрать данное явление и объяснить причины низкой эффективности.

В случае и с подшипником скольжения, и качения, в начальный момент работы все ключевые элементы имеют правильную геометрическую форму. Систематически подающаяся смазка равномерно смазывает поверхности трения. Тем не менее, уже через непродолжительное время начинается износ пары трения, особенно, если техника работает в условиях повышенной запыленности. Это происходит несмотря на периодическое смазывание пар трения.

Объясняется данное явление тем, что смазочное вещество подается в ручном режиме во время остановки техники. В результате износа образуется зазор между валом и втулкой, в который и поступает смазка. Но при выдавливании смазки наружу, смазывание, естественно, приостанавливается. При возобновлении работы, когда выбирается зазор между валом и втулкой, смазка выдавливается из внутренней полости наружу. Таким образом, данная пара трения снова оказывается в условиях недостаточной смазки. При колебаниях вала в зазоре возникает разряжение, в него всасывается пыль и грязь. Смешиваясь со смазочным веществом загрязнения образуют абразивную пасту, которая и изнашивает поверхности.

Через некоторое время зазор в сочленении вал – втулка становится еще больше, что постепенно приводит к внеплановому ремонту, так как наступает аварийное состояние узла.

Основным отличием автоматической централизованной системы смазки является периодическая подача строго дозированного количества смазки непосредственно во время работы машины. Поэтому возникновение разрежения в этой ситуации полностью исключено.

Также следует отметить, что во время смазывания пары трения на наружной части подшипника вокруг вала появляется так называемый «воротничок» из смазки, выполняющий функцию уплотнения. Этот «воротничок» не допускает проникновения внутрь различных загрязнений. Именно постоянное наличие смазки в узлах трения и отсутствие загрязнений положительно сказывается на сроке эксплуатации механизма и позволяет снизить затраты на его обслуживание.

Эффективность применения ЦСС в цифрах

Целесообразность применения ЦСС доказывается языком цифр: время смазки сокращается на 25 часов, расход смазочного материала также уменьшается с 8.8 до 4.4 кг в год, а время обслуживания пары трения в ручном режиме увеличивается с 30 до 70%.

Таким образом, ежегодно простои на проведение смазочных работ сокращаются на 25 часов при оснащении техники ЦСС.

Стоимость ЦСС на карьерной и строительной техникеи самоокупается уже в первые полгода работы.

При выборе комплектации техники обязательно необходимо учитывать всю специфику отрасли. Как правило, места непосредственной работы машин достаточно удалены от их мест базирования, поэтому нет физической возможности провести их полноценное сервисное обслуживание. Но несмотря на эти моменты, заказчики, к сожалению, часто при приобретении техники вычеркивают из списка опций ЦСС. Одновременно с этим они закладывают в смету предстоящее расходы на ТО, ремонт и простои. Хотя использование ЦСС на технике позволяет увеличить производительность машины и снизить эксплуатационные расходы и простои, а также исключить человеческий фактор при проведении смазочного процесса.

Успешный опыт монтажа ЦСС на карьерной и строительной технике

В настоящее время все гидравлические и канатные экскаваторы, дробилки и мощные самосвалы оснащены ЦСС. Ежегодно более чем на 400 автосамосвалов БелАЗ устанавливаются ЦСС «Lincoln», также эти системы устанавливаются на автомобили МАЗ-MANN.

С 2002 года ЦСС монтируют на шагающие экскаваторы ЭШ-15.90, за первый месяц работы одного из таких экскаваторов объем смазки был сокращен в 6,6 раза, а время проведения смазочных работ сократилось втрое. Со временем количество смазки было еще уменьшено и технические специалисты провели соответствующую настройку ЦСС.

Практически сразу после монтажа заказчики отметили следующие преимущества ЦСС:

  • Снижение расхода смазки.
  • Повышение культуры производства.
  • Повышение производительности экскаватора.
  • Увеличение рабочего ресурса узлов трения.

Уже к концу 2002 года ЦСС были оснащены 18 экскаваторов. В 2004 году централизованную систему смазки впервые установили на экскаваторе ЭКГ — 15, где также были сразу отмечено сокращение эксплуатационных затрат.

Руководители и специалисты механических служб различных добывающих предприятий сходятся во мнении, что устанавливать ЦСС на карьерной и строительной технике необходимо в заводских условиях, что позволит минимизировать вероятность «кустарной» установки системы.

В настоящее время все больше техники оснащают ЦСС: различные модели экскаваторов, дробилок, буровые станки и шаровые мельницы. Для адаптации ЦСС к конструкции машин постоянно разрабатываются и вносятся соответствующие изменения и дополнения. Это позволяет говорить об успешном опыте эксплуатации ЦСС и ее высокой эффективности как на новых машинах, так и на уже действующей технике.